Тренд на дистанционное общение подстегнула пандемия, и рынок видеоконференцсвязи (ВКС) начал стремительно расти с весны 2020 года. До пандемии ВКС в основном была представлена внутрикорпоративными решениями, а когда всех массово отправили по домам, возникла острая необходимость развертывания быстрых, технологичных и высококачественных систем. По мере снижения жестких ограничений, связанных с самоизоляцией, многие организации пересмотрели рабочий процесс, так как оказалось, что зачастую производительность работника вне офиса выше. Этот факт также требовал быстрых решений, которые нашли отклик у производителей программных и аппаратных средств, выпустивших линейки продуктов, способных в короткие сроки обеспечить высококачественную видео/аудиосвязь.

За последнее время дистанционный или гибридный формат работы сотрудников компаний стал привычным, и у бизнеса уже сформировались запросы на определенные решения и условия к производителям ВКС-систем. Разберем основные.

Предсказуемая цена и логистика

Очень многие вендоры сейчас ушли с рынка РФ, оборвав все поставки и доступность своего оборудования, а те, кто пытаются наладить параллельный импорт, не могут гарантировать стабильные отгрузки и качественный сервис, не говоря о гарантии на оборудование, тем самым затрудняя успешную работу внутри страны. Бизнес хочет работать с компаниями, которые легально присутствуют на российском рынке, обеспечивая договоренности по цене и срокам поставок.

Совместимость аппаратной части с российским ПО

Ситуация на рынке усложняется еще тем фактом, что, кроме проблем с логистикой, добавляются проблемы с программным обеспечением: возможные утечки персональных данных, ограничения в работе сервисов, невозможность оплаты тарифов. Все эти факторы не могут идти в ногу с качественной и стабильной связью. Вместе с тем процесс полного перехода на отечественное ПО идет медленно, и в одной организации может использоваться целый парк различного софта для ВКС, как отечественной разработки, так и зарубежной, поэтому современное оборудование для ВКС должно быть совместимо со всем основным программным обеспечением.

Адаптивность ВКС-оборудования под конкретные задачи клиента

У каждого клиента существуют свои задачи по организации ВКС, а корпоративные клиенты — это еще и дополнительные требования. Если видеозвонок происходит между двумя малыми предприятиями, в ходе которого обсуждаются деловые задачи и важно само общение, то зачастую качеством можно пренебречь. Совсем другая задача — организация корпоративного совещания в разных странах, где нужно создать «эффект присутствия» за одним столом, и для решения ее уже составляется серьезное техническое задание. Кроме того, важна и масштабируемость системы, которая может безупречно работать как в кабинете площадью 20 м², так и в огромном конференц-зале. Из этих составляющих и создается эффективная и качественная ВКС. В портфеле вендора должны быть решения, соответствующие разному масштабу задач.

Работа оборудования по принципу Plug&Play

Далеко не последнюю роль играет простота установки и настройки оборудования. Принцип Plug&Play позволяет быстро развернуть систему видеоконференцсвязи без привлечения стороннего специалиста. Кроме того, на руку играет и наличие устройств «все в одном», таких как интерактивная панель со встроенными динамиками, микрофонным массивом и веб-камерой, которая может модифицироваться в демонстрационный экран или общий рабочий стол, чтобы вести совместную работу в режиме онлайн. В таком случае мы получаем готовое рабочее пространство с возможностью демонстрации контента, по сути, переносной конференц-комплекс.

Высокие требования к качеству ВКС

На качество и впечатления от видеоконференций влияет множество факторов: геометрия помещения, материалы, количество участников, необходимость слежения за докладчиком и т. д. Все эти задачи должны решить разработчики и производители оборудования для ВКС.

В арсенале вендора должны быть решения как для организации связи между двумя собеседниками, так и для обеспечения высококачественной связи для организации крупных онлайн-мероприятий.

Корпоративная ВКС имеет ряд требований. Во-первых, нужно обеспечить простую интеграцию в ИТ-инфраструктуру компании, во-вторых, создать и поддерживать повышенный уровень безопасности. Кроме того, необходима грамотная установка всего оборудования, которое может легко масштабироваться, чтобы в последний момент не докупать, например, микрофоны перед конференцией. Часто в компании требуется оснастить переговорную комнату, в которой уже сделан ремонт и прокладка проводов невозможна. В таком случае отличным решением будет использование потолочных микрофонов, что позволит избежать прокладки дополнительных кабелей.

Стационарным эффективным решением могут стать спикерфоны с эффективным шумоподавлением и чувствительными микрофонами, которые автоматически регулируют уровень громкости голоса всех присутствующих, а также PTZ-камеры с оптическим зумом для фокусировки и слежением за спикером с функциями автокадрирования и программными алгоритмами по обработке видео- и аудиопотоков.

Илья Ильичев, менеджер по развитию бизнеса в России компании NEARITY