BCC завершила проект распределенной системы печати в МТС

Год назад после создания системным интегратором ВCС в компании МТС восьми центров терминального доступа, обеспечивших подключение пользователей ее региональных структур к единой базе корпоративных прикладных программ, перед топ-менеджментом сотового оператора остро встала задача консолидации и координации функционирования печатающих устройств в офисах, находящихся в разных регионах нашей страны — от Калининграда до Дальнего Востока.

“Для нашей компании со множеством региональных филиалов и дочерних структур (в общей сложности их более четырёхсот), охватывающих 85 регионов, характерно распределенное управление на макрорегиональном уровне, — пояснил Олег Андрюхин, руководитель группы системных проектов блока информационных технологий в МТС. — При этих условиях требовалось предоставить возможность печати каждому авторизованному пользователю через терминальный центр. По сути нужно было реализовать самостоятельный и масштабный проект на основе уже созданной инфраструктуры распределенного доступа”.

Проблема осложнялась тем, что территориальную экспансию МТС во многих случаях осуществляет путем приобретения мелких региональных игроков, при этом их оборудование включается в общую ИТ-инфраструктуру. Естественно, что при такой формальной интеграции появлялись трудности, связанные как с использованием разнотипных печатающих аппаратов, так и с их обслуживанием, поскольку далеко не в каждом офисе есть специалисты, которые могли бы обеспечить полноценную поддержку пользователей. Возникающие проблемы эксплуатационники решали несвоевременно, единые методики по инсталляции и обновлению ПО печати отсутствовали, что помимо прочего приводило к высоким накладным расходам и простоям.

“До начала реализации проекта, — рассказал г-н Андрюхин, — управление печатью в МТС строилось по локальному принципу и зависело от операционной системы серверов печати, требовало постоянной административной поддержки в каждом офисе, что приводило к снижению эффективности работы персонала и дополнительным расходам”.

Со стороны заказчика к проектному решению были предъявлены такие требования, как обеспечение непрерывности исполнения бизнес-процессов печати; повышение отказоустойчивости системы в целом; снижение издержек на администрирование; легкость масштабирования с учетом расширения филиальной сети компании и, безусловно, безопасность передаваемых на печать данных.

На пути к цели

По завершении в июле прошлого года построения центров терминального доступа в восьми макрорегионах, которое осуществлялось компанией BCC совместно с сотовым оператором, было решено внедрить в МТС приложение “1С:Предприятие” для продажи абонентского оборудования. При этом предполагалось, что все процессы, связанные с выводом на печать документов, сформированных в этом приложении, будут управляться с помощью программных средств Citrix Access Suite.

Однако специалисты ВCС, которые ранее реализовывали по построению инфраструктуры центров доступа, пришли к выводу, что одних ресурсов и возможностей Citrix для организации эффективной распределенной печати во множестве разбросанных по стране филиалов и офисов будет недостаточно.

“Мы посчитали, что управление трафиком печати в стольких областях с помощью стандартных функций Citrix Access Suite может оказаться недостаточным, — пояснил Борис Королев, менеджер проектов BCC. — Здесь требовалось специализированное решение, которое позволяло бы оптимизировать трафик удаленной печати в региональных подразделениях МТС, в чем нам удалось убедить и специалистов этой компании”.

В результате ВСС предложила внедрить продукты фирмы ThinPrint, с помощью которых, как считают в компании, можно оптимизировать и упростить процесс печати практически в любом ИТ-окружении. “Основой этого решения являются функции контроля полосы пропускания в зависимости от типа соединения и специально разработанный метод компрессии заданий для печати, — продолжает г-н Коpoлев. — Эти функции обеспечивают эффективную печать даже в соединениях с низкой пропускной способностью и надежную работу приложений в корпоративной распределенной сети”.

В дополнение к сказанному он отметил, что технология Driver Free Printing, применяемая фирмой ThinPrint, использует EMF (Microsoft Enhanced Metafile Format) для виртуальной печати без драйвера принтера, что позволяет исключить зависимость от модели периферийного устройства. Обработка задания на печать выполняется в том же месте, в котором ведется и управление принтером, так что с помощью удаленного доступа можно легко инсталлировать такие аппараты и осуществлять управление ими как в головном, так и в региональных офисах. А такие свойства, как свободное задание форматов бумаги и выбор лотков, а также поддержка дуплексной печати делают, по мнению Бориса Коpoлева, технологию Driver Free Printing гибким решением, подходящим практически для любой ИТ-среды.

Олег Андрюхин отметил, что главными аргументами при принятии предложения ВСС стали такие особенности решения ThinPrint, как использование технологии сжатия, высокая безопасность и независимость от драйверов принтеров. Учитывались и другие его важные свойства, в частности простое управление печатью и снижение затрат благодаря более эффективному использованию ресурсов сетей.

Для реализации решения был выбран программный продукт .print Application Server Engine компании ThinPrint. Это решение предлагалось реализовать на основе уже функционирующей системы распределенного доступа.

Испытания и внедрение

Ключевой составляющей масштабного проекта, реализованной на заключительном этапе, стала инсталляция продуктов ThinPrint для печати в терминальном режиме. Но этому этапу предшествовали испытания, проведенные на макете системы, включавшем два сервера Citrix и обеспечившем возможность печати из десяти приложений, наиболее часто используемых сотрудниками МТС для подготовки печатаемых документов. Тестирование системы было организовано и проводилось на территории МТС в продуктивной инфраструктурной среде. Правда, отмечает Борис Коpoлев, все софтверные продукты вендора предварительно тестируются в центре компетенции ВСС, что необходимо при появлении новых версий. Заказчики в данном процессе не участвуют, однако результаты тестов позволяют ВСС грамотно рекомендовать необходимую версию продукта клиентам.

По окончании трехмесячных испытаний началось внедрение .print Application Server Engine на серверах Citrix во всех региональных центрах доступа МТС для поддержки печати из программы “1С:Предприятие” и других приложений. Инсталляция 45 серверов ThinPrint .print Server Engine в реальной среде заняла около месяца. На каждый терминальный сервер Citrix пришлось приобрести по лицензии (всего 45) .print Application Server Engine согласно лицензионным условиям.

ПО .print Client Package и Citrix Program Neighborhood Client для каждого клиента дополнили инсталляцию. Внедрение, по данным г-на Королева, прошло в основном без проблем. В ходе испытаний выявилась необходимость тонкой настройки параметра задержки создания принтера в сессии пользователя. Связано это с особенностью функционирования телекоммуникационных каналов МТС в филиалах, находящихся в удаленных регионах. В своих дочерних структурах работы по настройке клиентов Citrix и установке клиентов ThinPrint, которые подключались к терминальному центру доступа, МТС выполняла своими силами без участия ВСС.

На первом этапе внедрения ПО .print возникали проблемы, которые оперативно решались администраторами МТС и службой поддержки BCC. В основном это было связано с особенностью последовательности инсталляции клиентов Citrix и ThinPrint. Часто инструкции по их установке нарушали администраторы клиентских мест, что и приводило к неработоспособности клиентской части. Однако, по словам Олега Андрюхина, все эти проблемы решались оперативно с использованием опыта специалистов ВСС.

Сначала была инсталлирована 32-разрядная версия .print 6.2, поскольку на всех серверах фермы Citrix была предустановлена соответствующая версия Windows. Вскоре после этого компания МТС приняла решение перевести все серверы Citrix, задействованные в продуктивной системе, на 64-разрядную платформу Windows Server 2003, после чего была установлена 64-разрядная версия .print Application Server Engine на всех серверных фермах Citrix во всех региональных центрах доступа.

Итоги и перспективы

На реализацию проекта — от тестирования и запуска пилотной версии до окончательного внедрения — потребовался один год. Через несколько месяцев использования технологии ThinPrint Олег Андрюхин подвел итоги: “Сотрудники распределенной сети МТС смогли получить в каждом филиале круглосуточный безопасный доступ к ключевым корпоративным бизнес-приложениям в течение одной пользовательской сессии. Новое решение .print позволяет экономить время и деньги, а также улучшает организацию работы персонала. ПО .print совместимо с любым периферийным устройством, и это значительно упрощает инсталляцию. Но главное заключается в том, что благодаря внедрению технологии .print компания подготовлена к увеличению трафика вследствие быстро нарастающего объема печати документов из разных приложений”.

Сегодня, по данным МТС, все регионы имеют удаленный доступ к терминальным серверам в главном офисе каждого макрорегиона компании, а с помощью ПО .print выводятся на печать из корпоративных приложений различные документы — финансовые счета, отчеты о продажах, офисные документы и платежные поручения (только из используемой в компании финансовой системы “1С:Предприятие” ежедневно выводится на печать около двух тысяч документов, причем с каждым днем их число нарастает).

“Однако, — говорит Олег Андрюхин, — проект еще не завершен, поскольку мы планируем добавить в инфраструктуру дополнительные терминальные серверы. Сейчас рассматривается новый проект: контакт-центр для регистрации звонков и составления ежемесячных отчетов по ним. Практически закончено решение терминального доступа для биллинговой системы. Все эти приложения функционируют на ферме серверов Citrix, а ПО .print фактически внедрено как подсистема печати. Работа по развитию системы автоматизации продолжается: проводятся тесты для печати чеков, документов по описанию бизнес-процессов, отчетности SAS”.

В дальнейшем, как сообщил президент компании ВСС Валерий Липкин, партнеры планируют масштабирование системы Citrix и тиражирование сервисов универсального доступа на пользователей других приложений МТС.