Фирма АКСИМЕД успешно реализовала проект по информатизации медсанчасти компании “Газпром добыча Ямбург” — дочернего предприятия “Газпрома”. Здесь на базе медучреждения одного из крупнейших предприятий российского ТЭК внедрена типовая медицинская информационная система (МИС) АМУЛЕТ, которая позволит улучшить лечебный процесс и автоматизировать работу административной, финансовой и других служб.

Среди пациентов медико-санитарной части (МСЧ) компании — более 10,7 тыс. работников предприятия, 8 тыс. членов их семей, а также местные жители Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Общее число обслуживаемого населения составляет около 25 тыс. человек, а расстояние между отдельными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ), входящими в состав МСЧ, достигает 600 км.

С учётом перечисленных факторов особое значение в деятельности медсанчасти приобрели задачи комплексной информатизации медицинского обслуживания в масштабах всей сети ЛПУ, и для их решения была выбрана типовая МИС АМУЛЕТ. Она развивается и поставляется компанией АКСИМЕД более 10 лет и стала одним из самых распространенных решений по информатизации здравоохранения в России и странах СНГ (172 внедрения, 3356 рабочих места).

Система интегрирует в едином информационном пространстве ЛПУ все ключевые бизнес-процессы — лечебно-диагностические, административные, финансово-экономические и хозяйственные.

В ходе внедрения МИС АМУЛЕТ в деятельность МСЧ были поставлены и решены следующие задачи: ·

  • эффективное управление потоками пациентов; ·
  • оперативный доступ к медицинским записям, созданным в различных подразделениях МСЧ, с любого рабочего места в соответствии с правами доступа и представление информации в наглядном и структурированном виде; ·
  • анализ состояния здоровья различных групп пациентов; ·
  • получение детализированной аналитики по выполненным мероприятиям и оказанным услугам.

Детали проекта

МИС АМУЛЕТ была установлена в трёх ЛПУ медико-санитарной части компании “Газпром добыча Ямбург” — в Новом Уренгое, Ямбурге и Новозаполярном (вахтовый поселок Тазовского района ЯНАО). В целом сейчас к ней обращается более 590 пользователей — главных врачей ЛПУ и их заместителей, главных медсестер, врачей различных специальностей, работников финансовых и экономических служб, сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала.

Внедрение МИС было осуществлено в сжатые сроки и не нарушило текущей деятельности ЛПУ. Такая форма перехода на информационные технологии важна для любого ИТ-проекта, но для медицинских учреждений она в буквальном смысле слова жизненно необходима и была достигнута прежде всего благодаря двум факторам.

Во-первых, в МСЧ “Газпром добычи Ямбурга” устанавливалась именно типовая МИС, которая уже успешно опробована в десятках медицинских учреждений, где максимально эффективно автоматизировала все ключевые направления работы, присущие любому ЛПУ.

“Газпром добыча Ямбург”

ООО “Газпром добыча Ямбург” — 100%-ное дочернее предприятие ОАО “Газпром”. На его долю приходится более 40% в общем объёме добычи “Газпрома” (34% всего российского газа, или около 10% добываемого в мире). В 2007 г. компанией добыто свыше 222 млрд. м³ газа и более 1,5 млн. тонн газового конденсата. “Газпром добыча Ямбург” активно использует инновационные решения на базе информационных технологий, а масштабы производственной деятельности компании соизмеримы с объёмом её социальных обязательств перед своими работниками и регионом: ежегодно более 2 млрд. руб. направляется на повышение качества жизни сотрудников, более 120 млн. руб. — на благотворительную и спонсорскую деятельность. Причём особого внимания заслуживает опыт, накопленный предприятием “Газпром добыча Ямбург” в реализации приоритетного национального проекта “Здравоохранение”, о чём идет речь в данной статье.

Во-вторых, МИС АМУЛЕТ обладает гибкой модульной структурой: ориентируясь на потребности конкретного медицинского учреждения, в неё внедряли модули, необходимые именно данному ЛПУ в текущий момент (одновременно обеспечена возможность быстро нарастить новый функционал, если он потребуется в дальнейшем).

Понятно, что проблема не только в системе, но и в персонале, который нужно обучить. Обучение пользователей, разумеется, проводилось и носило многоэтапный характер. На первом этапе во всех трех ЛПУ они осваивали методы работы с МИС, общие для всех внедренных подсистем (“Поликлиника”, “Стационар”, “Скорая медицинская помощь” и т. д.). Этот этап занял около месяца. На втором этапе, в течение двух с небольшим недель, было проведено углубленное обучение в соответствии с конкретной номенклатурой подсистем и модулей, внедренных в каждом ЛПУ.

Так, во всех трех упомянутых ЛПУ используется подсистема “Поликлиника” МИС АМУЛЕТ. Она обеспечивает достоверный учет и анализ медицинского обслуживания контингента, приписанного к поликлинике, и решает следующие задачи: ·

  • ведение электронной истории болезни (электронной медицинской карты) пациента; ·
  • представление информации о результатах деятельности всех врачей поликлиники в натуральном и стоимостном выражении; о результатах профилактической и лечебно-диагностической работы; ·
  • автоматизированный сбор данных для статистической отчетности; ·
  • обеспечение для сотрудников администрации оперативного доступа к статистической и аналитической информации.

В ЛПУ Ямбурга и Новозаполярного был также автоматизирован стационар — с помощью соответствующей функциональной подсистемы. Применение информационных технологий повысило эффективность всех ключевых направлений работы этого подразделения — от госпитализации пациента и осмотра в приемном покое до ведения протокола и дневниковых записей и оформления выписного и переводного эпикриза.

И наконец, в ЛПУ Нового Уренгоя модули МИС АМУЛЕТ были внедрены в деятельность отделения скорой медицинской помощи (ОСМП), отделения восстановительного лечения и аптеки при ЛПУ. Упомянуть об этом тем более важно, что, скажем, в подсистеме ОСМП зримо проявляется упомянутая выше модульная структура МИС АМУЛЕТ.

В число основных модулей МИС входят: “Регистратура”, “Приемное отделение”, “Рабочее место врача”, “Рабочее место медицинской сестры”, “Диагностика”, “Скорая помощь”, “Учет медикаментов и предметов медицинского назначения”, “Администрация”, финансово-экономический модуль. С помощью вспомогательных модулей автоматизируется работа с нормативно-справочной информацией, по формированию отчетов и ведению архива.

Формирование территориальной структуры

ЛПУ медико-санитарной части предприятия “Газпром добыча Ямбург”, в которых внедрялась МИС АМУЛЕТ, распределены на большой территории и значительно удалены друг от друга. Однако МСЧ должна функционировать как единый организм и здесь принципиально важно было обеспечить эффективную обработку информации и обмен ею в масштабах всей сети.

Для решения данной задачи были настроены репликационные схемы информационного обмена между всеми территориально удаленными ЛПУ. Благодаря этому консолидация данных, вводимых в каждом ЛПУ, и тиражирование нормативно-справочной информации из мастер-хранилища осуществляются в режиме реального времени. В результате данные о пациенте, вводимые, например, в Новом Уренгое, или направление на исследование, которое оформляется в Новозаполярном, в течение нескольких секунд становится доступным для остальных пользователей во всех ЛПУ медико-санитарной части, где действует медицинская информационная система АМУЛЕТ.

А оперативность обмена информацией здесь действительно нужна, причем как в рамках отдельного ЛПУ, так и между ними. По имеющимся экспертным оценкам, до половины рабочего времени среднего медицинского персонала отнимают задачи обмена данными между различными подразделениями и службами ЛПУ. При использовании МИС АМУЛЕТ эти проблемы исключены, потому что, к примеру, результаты лабораторных исследований сразу становятся известны всем врачам и медицинским сестрам, принимающим участие в лечении конкретного больного.

Что касается информационного обмена между разными ЛПУ, то и здесь оперативность нужна. Скажем, лечащий врач в поликлинике Нового Уренгоя принимает решение госпитализировать больного в стационаре Ямбурга. Об этом сразу должны знать в Ямбурге, чтобы сотрудники стационара могли спланировать движение коечного фонда, заранее подготовиться к проведению необходимых исследований и т. д.

Данные об услугах, оказанных в МСЧ, консолидируются и передаются в систему управления предприятием: обрабатывается, в частности, информация о назначенных и выполненных процедурах и сведения о медицинских услугах, выполненных в целом по МСЧ. Кроме того, в ходе внедрения МИС АМУЛЕТ была интегрирована с другими ИТ-решениями, используемыми заказчиком, такими как ERP-система SAP R/3 и единая информационная система (ЕИС) “Кадры”.

Результаты внедрения и перспективы дальнейшего развития МИС

Результатом внедрения МИС стало улучшение ключевых показателей деятельности ЛПУ медико-санитарной части предприятия “Газпром добыча Ямбург”. Применение медицинских ИТ повысило качество и доступность услуг, оказываемых МСЧ работникам компании, членам их семей и жителям ЯНАО, обеспечило снижение финансовых издержек, сократило временные затраты на обслуживание пациентов и управление МСЧ и входящих в ее состав ЛПУ.

Существенные изменения произошли не только на “макроуровне”, но и в работе врачей и медицинского персонала: значительно уменьшились затраты их времени и труда, в том числе за счет полной автоматизации рутинных операций по заполнению бумажных форм.

Можно привести некоторые количественные результаты внедрения МИС АМУЛЕТ. Например, формирование выписного/переводного эпикриза. Ранее это было одной из самых время- и трудозатратных операций и занимало у врача более часа. С внедрением электронной истории болезни эпикриз создается автоматически, буквально за три-пять минут, и врач высвобождается для аналитической обработки результатов, предоставленных ему медицинской информационной системой.

Или взять затраты времени на планирование профессиональных осмотров: они сократились в 2 — 2,5 раза. А у пациентов время ожидания приема уменьшилось на 40 — 50% благодаря автоматизации регистратуры.

В ближайших планах компании АКСИМЕД — дальнейшее развитие модулей и подсистем МИС АМУЛЕТ и расширение ее функционала. Так, совершенствование подсистемы электронного архива документов обеспечит централизованное и долгосрочное хранение архивной информации и оперативный доступ к ней. В деятельность МСЧ “Газпром добычи Ямбурга” и других ЛПУ, эксплуатирующих АМУЛЕТ, будут внедрены модули “Диспансеризация”, “Прививочный кабинет”, “Углублённые и дополнительные медосмотры”. Они позволят автоматизировать анализ работы по профилактическим программам и активному наблюдению за пациентами, находящимися на диспансерном учёте.

Продолжится также внедрение подсистем медико-экономических стандартов,и хранения изображений и аналитики (с возможностью построения многомерных OLAP-отчётов). Иными словами, при непосредственном участии многочисленных заказчиков типовая МИС АМУЛЕТ, сохраняя все преимущества стабильной и многократно опробованной МИС, будет наращивать свой потенциал и функциональные возможности.